Баннер
  • Устюжаночка г. Великий Устюг
  • Устюжаночка г. Великий Устюг

Устюжаночка в соцсетях

вконтактемой миродноклассникиfacebooktwitter
Баннер
Баннер

Регистрация/Вход

Архив газеты

Кто на сайте


СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
  • посетителей: 6
  • роботов поисковиков: 3

Фото Великого Устюга

(0 Голосов)

Сосновский А.Н.Завершается период реализации областной целевой программы «Содействия занятости населения, включая мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году». Программа была утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 14 января 2009 года №13.

Целевая программа в своем начале в январе 2009 года была рассчитана на 611 человек (с финансовым обеспечением в 12 млн. 238 тыс.рублей), а на конец ноября 2009 года - на 1930 человек (с финансовым обеспечением в 41 млн. 84 тысячи рублей).

В течение 2009 года неоднократно вносились в целевую программу изменения для обеспечения участия в программе работодателей, заявивших о намерении создать временные рабочие места, для граждан, находящихся под риском увольнения, и для граждан, признанных безработными, включая выпускников образовательных учреждений (стажировка).

По количеству участников, которые были задействованы, целевая Программа выполнена на 90% (1729 участников), по освоению средств, направленных на реализацию дополнительных мероприятий содействия занятости населения, на 56% (23089 из 41084 тыс.рублей). Основная причина - непредоставление или несвоевременное предоставление работодателями в центр занятости населения документов, являющихся основанием для компенсационных выплат (табелей учета рабочего времени, документов, подтверждающих выплату заработной платы и уплату налогов с ФОТ).

Основная цель Программы - создать условия для занятости граждан через организацию временных рабочих мест и через содействие в открытии собственного дела безработными гражданами - выполнена.

Сегодня мы вновь беседуем с Сосновским Александром Николаевичем, директором государственного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения Великоустюгского района».

- В большинстве сельских поселений практически нет работы. Александр Николаевич, кого-нибудь этот факт настораживает?

- Государственное учреждение Вологодской области «Центр занятости населения Великоустюгского района» имеет самое непосредственное отношение к трудовым ресурсам района. В настоящее время на особом контроле у Правительства области и у центра занятости все поселения, где уровень безработицы выше 10% (Нижнешарденгское, Покровское, Теплогорское), а также более 7% (пос.Кузино, г.Красавино, Опокское, Парфеновское, Усть-Алексеевское, Шемогодское). Те из глав поселений, которые уже отработали по данной Программе год и поняли ее преимущества, активно привлекают к участию в ней работодателей для организации общественных работ и граждан, имеющих возможность заняться малым предпринимательством на селе.

На территории сельских поселений, где работодатели не могут обеспечить трудоспособное население оплачиваемой работой, важное значение имеет предоставляемая антикризисной программой возможность незанятому населению обеспечить себе оплачиваемую занятость через открытие собственного дела. Виды деятельности традиционные для села: разведение свиней, молочное животноводство, производство свинины и говядины через откорм молодняка, пчеловодство, изготовление рубленых конструкций ручной работы и т.д.

- Александр Николаевич, давайте попробуем проанализировать изменения, происходящие на местном рынке труда, по принципу: что было и что будет?

- Самая сложная ситуация в районе наблюдалась в мае-июле 2009 года, когда произошел наибольший выброс на рынок труда рабочей силы (численность безработных граждан по Великоустюгскому району составляла в июне 2009 года 2024 человека, в июле - 2032 человека). На 11 декабря 2009 года статус безработного имеют - 1699 человек, уровень регистрируемой безработицы составляет - 5,1%, напряженность на рынке труда - 14 человек на одно вакантное рабочее место. На 11.12.09 г. работодатели района заявили о 119 вакантных рабочих мест, большая часть которых - это временные рабочие места. Только благодаря реализации дополнительных мероприятий содействия занятости населения уровень регистрируемой безработицы к концу года стал снижаться. Люди, оказавшиеся на рынке труда, были задействованы в мероприятиях целевой программы занятости: в общественных работах, временных работах, проходили профессиональную переподготовку, открывали собственное дело в малом бизнесе.

Понятно, что обозначенная тенденция напрямую будет зависеть от развития экономики. В базе вакансий, размещенной на портале «Работа в России» (www.trudvsem.ru), имеется 850 тысяч трудовых вакансий по России. При оптимистичном ее развитии появятся вакантные рабочие места, при негативных тенденциях в экономике - появятся новые безработные и еще большая напряженность на рынке труда. В ноябре-декабре заметно растет обращаемость граждан в центр занятости с целью поиска подходящей работы, но пока есть возможность направлять ищущих работу на временные работы, уровень занятости остается стабильным. К концу декабря - началу января ситуация может измениться.

Чтобы были инструменты воздействия на рынок труда, а люди были бы востребованы, могли открыть свое дело, на 2010 год разработана «Целевая программа по Великоустюгскому муниципальному району». По количеству участников и объему финансирования она носит продуманный и реалистичный характер. По абсолютным цифровым значениям ее показатели вдвое превышают первоначальные январские показатели 2009 года, но чуть ниже, чем есть в настоящее время по количеству участников. Первоначальное количество участников дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Великоустюгского района в 2010 году будет составлять 1217 человек, а в случае негативных проявлений в экономике и ухудшения ситуации на местном рынке труда, в содержание мероприятий по количеству участников и по финансированию будут вноситься изменения адекватные ситуации.

- Можно ли особо отметить кого-то из индивидуальных предпринимателей, участников мероприятий занятости в 2009 году?

- Пожалуй, из индивидуальных предпринимателей пока нет такого, который бы по объемам освоенных средств и числу предложенных рабочих мест заметно проявил себя в данной Программе. Необходимо отметить, что значительные объемы по финансированию пошли не только на поддержку занятости на предприятия промышленного комплекса, в которых сложилась сложная ситуация, но и в бюджетные организации. В целом по району, перечень предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей - участников Программы, значителен и составляет более 160 работодателей.

- Зачастую работа по любой программе сводится не столько к достижению новых положительных результатов, сколько к выявлению и преодолению возникающих трудностей.

- На комиссии по устойчивому функционированию экономики (создана при главе района) рассматривались ситуации на различных предприятиях. В ходе обсуждения на последней из них возник общий для всех вопрос: насколько предприниматели эффективно используют те ресурсы, которые им предоставлены?!

Казалось бы, на сегодня работодатели четко представляют, что никаких отступлений от процедуры организации работ и финансирования не будет, и жесткие меры по срокам исполнения договорных обязательств должны быть соблюдены. Однако документы, подтверждающие расходы работодателей по временному трудоустройству участников мероприятий, подлежащие компенсации за счет субсидий представлены только в объеме 56% от запланированных. Если работодатель выполняет все условия договора, заключенного с центром занятости населения: принимает по направлению ЦЗН на работу граждан, ищущих работу (издает приказы), заключает трудовые договора, в срок выдает заработную плату, платит налоги с ФОТ по рассматриваемым работникам, то только тогда он получает компенсацию в установленном размере.

Низкое освоение средств вызвано также достаточно распространенной ситуацией, которая сводится к тому, что численность участников временных, общественных работ фактическая значительно меньше, чем предусмотренная договором, заключенным между работодателем и центром занятости населения.

По правилам, если предприятие (организация, ИП) вошло в программу с заявленной численностью 15 человек, которые должны отработать на заявленных рабочих местах (предположим) с сентября по ноябрь, то 15 человек и должны работать весь этот период. Если кто-то увольняется в этот период, то работодатель обязан уведомить центр занятости об этом и на освободившееся место будет направлен другой человек. Ситуация сложилась таким образом, что по большинству предприятий существовал разрыв между заявленной и фактической численностью участников работ. Или другими словами - рабочее место не было заполнено весь период действия договора.

Происходило это по нескольким причинам. Работодатель не вовремя передал сведения об увольнении работника. В ряде случаев владельцы предприятий сознательно не брали работников, считая, что нет достаточного объема работ. Некоторые, наоборот, изначально переоценили свои возможности по организации временных рабочих мест, предоставили информацию об избыточной численности работников, предполагаемых к высвобождению (угроза увольнения). В течение 2009 года понадобилось провести семь корректировок областной целевой программы, чтобы с одной стороны удовлетворить заявки работодателей, желающих участвовать в реализации мероприятий в ней заложенных, с другой стороны исключить из программы или уменьшить количество предполагаемых временных рабочих мест и количество участников на предприятия, организациях (работодателях), систематически не выполняющих свои обязательства.

- Какие мероприятия проводятся по сохранению стабильности на рынке труда?

- Первым в перечне мероприятий стоит профессиональное обучение безработных граждан, проводимое для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и опережающее профессиональное обучение граждан, оказавшихся под угрозой увольнения. В нем могут участвовать не только безработные граждане, но и работающие на предприятии, но оказавшиеся под угрозой увольнения. Опережающее профессиональное обучение имели право пройти работники, оказавшиеся под угрозой увольнения, предприятий, вошедших в целевую программу. Они были направлены с их согласия на переподготовку, чтобы в должности по новой профессии (специальности) продолжить работу на своем предприятии. Такое профессиональное обучение прошли 45 человек. Здесь самое главное, что не происходит разрыва трудовых отношений работника с работодателем. Применение программы временных работ на предприятиях дорожного и лесопромышленного комплекса района помогло сохранить коллективы этих предприятий. Всего же профессиональное обучение по направлению центра занятости в 2009 году прошли 394 человека.

Вторым по значимости мероприятием назовем организацию общественных работ (общедоступных, имеющих социальную значимость), организуемых с целью дополнительной социальной поддержки для граждан, ищущих работу. В общественных работах в 2009 году приняли участие 1440 граждан, более 300 из них продолжают трудиться.

Также важными по своему значению, особенно для жителей сельских поселений, явились и мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости населения. Более 60 человек из числа безработных граждан открыли собственное дело на селе, выбрав основным видом деятельности животноводство, пчеловодство, растениеводство, изготовление срубов и др. Всего безработными гражданами до конца 2009 года будет создано 140 субъектов малого бизнеса в форме ИП или общества с ограниченной ответственностью. На создание собственного дела помимо собственных средств им производится единовременная выплата в размере двенадцатикратного максимального пособия по безработице (58800 руб.).

- Приходится констатировать, что все пышнее расцветает социальное иждивенчество, когда человек все свои жизненные проблемы перекладывает на плечи кого угодно и считает, что функция его трудоустройства лежит только на государстве. Отслеживает ли Центр занятости эту категорию населения?

- Среди клиентов центра занятости есть категория длительно не работающих граждан. Чаще всего именно они отказываются от предлагаемой работы, не стремятся участвовать в мероприятиях содействия занятости. Но есть и другая часть, хотя и не многочисленная, это те, кто под предлогом поиска работы скрывает иные мотивы обращения в центр занятости населения.

К примеру: в ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» города Красавино было направлено 110 человек на 14 рабочих мест. Из них: 10 отказались сразу, 20 получили отказ по отсутствию вакансии, 60 человек - по другим причинам. Фактически, приняли участие во временных работах - 20 человек. Пример второй: в ООО «Жилище» на 11 рабочих мест было направлено 41 человек, из них 15 - сами отказались от работы.

Программа дополнительных мероприятий является лакмусовой бумажкой выявления истинного желания трудиться. Отказ от двух вариантов подходящей работы влечет за собой приостановку в выплате пособия на срок до трех месяцев. Ежемесячно около 15% безработных подпадают под приказы либо о сокращении размера, либо о прекращении выплаты на срок до 3 месяцев пособия по безработице.

Кроме того, Центр ведет совместно с ОВД и прокуратурой работу по выявлению фактов незаконного получения пособий. Только за октябрь вынесено 17 постановлений по проверке фактов незаконного получения пособий (статья 159 мошенничество предусматривает не только административное, но и уголовное наказание).

Разработанная и действующая ныне нормативно-правовая база пока не дает других рычагов воздействия. Однако, при объединении усилий органов местного самоуправления, ОВД, прокуратуры, рамках создаваемого общественного мнения количество незаконно претендующих на социальные выплаты может заметно уменьшиться.

Беседовала Татьяна Попова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

У вас недостаточно прав для комментирования