Баннер
  • Устюжаночка г. Великий Устюг
  • Устюжаночка г. Великий Устюг

Устюжаночка в соцсетях

вконтактемой миродноклассникиfacebooktwitter
Баннер
Баннер

Регистрация/Вход

Архив газеты

Кто на сайте


СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
  • посетителей: 21
  • роботов поисковиков: 6

Фото Великого Устюга

(1 Проголосовало)

Узнать истоки праздника Рождества предложила читателям газеты Елена Владимировна Архипова - научный сотрудник Музея новогодней и рождественской игрушки государственного историко-архитектурного и художественного музея города.

Христианский праздник Рождество - один из самых великих праздников в России. Этот праздник имеет свой символ - елку. Елка в свою очередь издавна считается символом Божественного младенца Иисуса Христа. Сам образ елки к тому же подобен человеку: так ствол сравним с туловищем, ветви - с руками и пальцами, а смола - с кровью и слезами. И если одно из украшений елки - свечи, то свечи, зажженные в Рождественскую ночь, напоминали о свече Иосифа, с которой он вошел в хлев, где родился святой младенец.

Исторически известно, что в России на Рождество елка появилась позднее, чем на Западе. Теперь уже все знают, что елка пришла к нам из Германии. Древние германцы полагали: колючая хвоя елки отпугивает демонов, а у нас, на Руси, неувядаемая зелень елки воплощает рождение Христа и надежду на вечную жизнь. Кстати, зажигать свечи на елке - обычай, который пришел к нам из Германии XVII века.

В указе 1699 года царь Петр I повелел перенести новолетие с 1 сентября на 1 января и в честь этого события украшать ворота и крыши домов и трактиров еловыми и сосновыми ветками. Его дочь, Елизавета Петровна повелела устраивать пышные празднества с украшением елки при дворе. Тем не менее, вплоть до 1830-1840-х годов елка считалась «немецким обычаем». Только с середины века сначала в Петербурге и в Москве складывается культура зимних праздников с елкой в доме.

Елка! Елка! Прелесть, диво!
Сколько свечек, фонарей!
Как обвешана красиво,
Сколько фруктов и конфет на ней!

103 года назад, в 1897 году, родилось это стихотворение, воспевая волшебницу, около которой от одного ее дыхания становится светло и радостно на душе. Согласитесь, уважаемые взрослые, сколько вы себя помните, каждый год под пушистой елкой ожидаете подарка. Считалось, что подарки под елкой - это выражение христианской любви к старшим и младшим. За окном метель, стужа, а дома пахнет пирогами и лесной хвоей… На душе становится тепло и уютно, ждешь какого-то чуда, хочется творить добро.

У Ф.М.Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке» читаем:

«Больной исцелится, обиды забудутся, отверженным простится, бедным воздастся, враги замирятся, человек безнравственный преобразится..».

Значение установки елки, смысл и характер ее украшения могут пониматься по-разному. Первоначально главным украшением елки были угощения - гостинцы, сладости для детей, чтобы порадовать их в Рождество. Конфетки и пряники порой вешались на елку в самодельных рыбках, сердечках, домиках, шарах.

Сама елка ставилась на стол в большой комнате в цветочном горшке или же вставлялась в крестовину. Под деревом устраивались «панорамы» - раздвижные крепости-макеты из картона, со стенами и башнями, а за ними помещались дворцы. Около стен поселялись легендарные персонажи и разный сказочный народец. Там же, словно под их охраной размещались и подарки: мелкие, по германской традиции, прятались в детский чулок, побольше - в специальные мешочки, а крупные - тщательно упаковывались в разноцветную бумагу.

В аристократических домах, как правило, игрушки делали сами, всей семьей примерно за неделю до Рождества. Елочные украшения в России появились из Германии, из городов Нюрнберг, Берлин. Позднее стали изготовляться и отечественные подобия. Их изготовлением занимались кустари в небольших артелях малыми партиями. Производство называлось штучным, любое украшение в «серии» не было похоже на подобное ему. Производство елочных украшений не всегда было безопасным для здоровья: мастеровым приходилось дышать парами ртути, чтобы игрушка стала серебряной. Отсюда цена игрушки доходила до 50 рублей. Это были большие деньги. Сравните: гармонь тогда стоила 3 рубля, револьвер - 2 рубля. Крупные магазины устраивали «рождественские базары». Готовые коллекции высылались почтовыми заказами.

Елена Владимировна подвела меня к такой вот дореволюционной Рождественской елке с самодельными игрушками из картона, бархатной ткани, бумаги, ваты. А натуральные восковые свечи, прикрепленные на веточки прищепками, всколыхнули во мне детские воспоминания.

Как сейчас помню этот таинственный полумрак комнаты и трепещущее пламя свечей, оживлявшее лики святых на иконах позади елки. Запрещено тогда было отмечать Рождество. Но бабушки истинно верили и негромким голосом, дождавшись первой звезды, воспевали тропарь к празднику (тропарь - короткая церковная песня о смысле праздника):

Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли,
Новорожденного Христа….
Рождество твое,
Христе Боже наш…

Другие нынче времена, и в календаре Рождество - красный день календаря. И думается мне, хорошо это. Все мы разные, но в трудные минуты жизни мало кто из нас не перекрестится и с надеждой на Бога (а на кого еще?) обратится с молитвой к Спасителю. 

Рождественские «увеселения» для устюжан 100 лет назад

В 1909, 1910 и 1911 годах не было для устюжан такого радостного времяпровождения, как телевизор, не изобрели тогда еще мобильник, не знали, что такое Интернет, да и радио тоже было редкостью. Вся надежда в праздники возлагалась на художественное творчество: спектакли, маскарады, поэтические вечера. Вместо разноцветных качелей, каруселей и горок для ребятишек и взрослых строились крепкие и прочные из бревен и досок горки на озере или в парке.

Надо сказать, что город сто лет назад был городом ссылки политических, революционно настроенных людей из столичных центров. И еще, Великий Устюг тогда - это центр Северо-Двинской губернии, уездный город. Поэтому за порядками в нем следили уездный исправник и пристав. Любое увеселительное мероприятие шло с позволения этих государственных чиновников.

Вот, например, Рапорт пристава исправнику города в декабре 1911 года:

«Препровождаемые при сем корешки билетов на СПЕКТАКЛЬ «Анна Каренина», данный Т-вом драматических артистов 13-го сего декабря имею честь представить Вашему Высокоблагородию на распоряжение, присовокупляя, что благотворительный сбор в пользу «Ведомства Императрицы Марии Феодоровны», оплачен исправно…».

Подобный рапорт поступил от пристава 8 декабря по поводу спектакля «Тайны нашего города», 11 декабря спектакля «Депутат города Сиднея», 15 декабря - «Их четверо», 18 декабря по поводу спектакля «Живой труп». Причем афиши о спектаклях должны быть сначала подписаны приставом, и если в афише не было оговорки в пользу кого данный спектакль делает сбор средств, пристав не ставил подписи.

А вот Рапорт от 11 февраля 1910 года:

«При этом имею честь представить Вашему Высокоблагородию корешки билетов, проданных в Великоустюгском Всесословском общественном клубе во время МАСКАРАДОВ и семейных ВЕЧЕРОВ, бывших там во время Рождественских праздников. Всего продано 1186 билетов, которые оплачены благотворительным сбором на сумму 26 рублей 72 копейки. Подпись пристава».

Афиша в селе Красавино так и начиналась: С разрешения Начальства. Она приглашала 2 января 1911 года, в воскресенье, в помещении столовой для рабочих: «Имеет быть детский спектакль 1. «Царь Ледыш и Кузя». 2. Живая картина «Зима». 3. «Среди цветов» - фантастическая комедия для детей с пением и танцами, в 2-х действиях. 4. Живая картина «Весна». 5. Живая картина «Вера, Надежда, Любовь». Начало спектакля в 41/2 вечера».

Вот так скромно и в то же время весело, но под надзором исправника и пристава, отмечали наши бабушки и дедушки Рождество. Они тогда были молодые и радовались жизни по-своему, насколько позволяла обстановка в обществе. Нынешней молодежи телевизор, Интернет, мобильник позволяют объять весь мир, а транспортные средства осуществить доступ в любую страну, были бы деньги. Понятно, что такие радости предков вызывают у многих сейчас лишь легкую улыбку. А может быть, стоит задуматься, как и что будет «увеселять» устюжан через 100 лет?!

С праздником Рождества, дорогие устюжане!

Людмила НЕСТЕРОВА

(Использованы материалы местного архива города: фонд №14, дело 524, 522)


ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

У вас недостаточно прав для комментирования