Баннер
  • Устюжаночка г. Великий Устюг
  • Устюжаночка г. Великий Устюг

Устюжаночка в соцсетях

вконтактемой миродноклассникиfacebooktwitter
Баннер
Баннер

Регистрация/Вход

Архив газеты

Кто на сайте


СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
  • посетителей: 22
  • роботов поисковиков: 5

Фото Великого Устюга

(0 Голосов)

Специальная школаСентябрь - самое время поговорить об учебных заведениях. Сегодня наша уже третья в этом месяце экскурсия в школу. На этот раз в специальную.

Есть в нашем городе такая школа, правильное ее название - «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8-го вида». Школ с таким уклоном в области 15. Номер вида говорит о направленности школы: с дефектами по зрению, по слуху… Наша школа специализируется на обучении умственно отсталых детей.

Направляются сюда дети по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПС), сигнал в которую поступает из Совета той или иной школы по итогам учебного года. Видят, что ребенок плохо усваивает материал, не справляется с программой, его направляют на эту комиссию, и она решает. «Правда, - рассказывает мне директор школы Игорь Анатольевич Кабаков, - бывают и ошибки. Приходится направлять детей в областную психиатрическую больницу на перепроверку. Например, недавно там перепроверяли 5 учеников, диагноз одного не подтвердился, поэтому направили его обратно в массовую школу».

В этом учебном году в школу поступило девять учеников из Голузинской, Аристовской и школы №11. Учатся в ней и ребята из Кичм-Городецкого, Нюксенского районов. Больше всего учеников из г.Красавино и пос.Ломоватка, Новатора.

Дети с обычной умственной отсталостью в конце обучения сдают экзамен по трудовому обучению, и после этого им открыта дорога, например, в Кичм-Городецкое ПУ №57 на столяра-плотника, или в Тарногу в ПУ №49 на маляра-штукатура (мальчикам), в ПУ №3 - нынче в педколледж (девочкам).

Дети с глубокой умственной отсталостью будут впервые выпускаться в этом учебном году, после десяти лет учебы. Их ждет экзамен в форме тестовой работы по трудовому обучению. Учебная программа таких детей составлена так, что главным предметом считается трудовое обучение: из 36 часов недельной нагрузки по всем предметам - 13 часов - трудовое обучение. Оно представлено в школе тремя профилями: для мальчиков это столяр-плотник, маляр-штукатур и до нынешнего учебного года был обувщик; для девочек - швея, рукодельница, художественный труд.

Кроме перечисленных трудовых профилей, детей приобщают к русскому языку, литературе, математике, географии, биологии, истории России, физкультуре, музыке, ритмике, лечебной физкультуре, изобразительному искусству. Нет в программе таких предметов, как химия, физика, черчение, иностранный язык. Главным все-таки является трудовое обучение.

Надо сказать, в школе есть и особо трудные дети, такие находятся на индивидуальном обучении. Вместо 36 часов в неделю они занимаются только десять, т.е. их учебный день может быть равен двум часам. Затем, пообедав, они отправляются домой с родителями. Для тех, кто живет в интернате школы (в этом году - 44 человека), четырехразовое питание в столовой.

Особый и режим работы школы: уроки длятся не 45 минут, а 40, перемены 10 минут. Уроки заканчиваются в 14.20, после которых - прогулка на свежем воздухе до 16 часов, затем - самоподготовка до 16.40, а с 17.00 начинают свою работу кружки и секции.

50 педагогов трудится в этой школе с трудными детьми, которых нынче 115. Норма наполняемости класса строго 12 человек, не больше. Понятно, что это дети в основном из неблагополучных семей, семей, где родители нигде не работают, злоупотребляют спиртным. Таких семей, как сказал мне Игорь Анатольевич, насчитывается до 70%. Школа прилагает все усилия, чтобы помочь этим детям закончить школу.

Многие выпускники в дальнейшем работают кондукторами в автобусах, посудомойками, поварами, малярами-штукатурами на стройках. «Немало хороших выпускников, которые благодарны школе, - продолжает разговор директор, - они приходят, делятся впечатлениями, проблемами».

В школе порой нелегко проходит и адаптация детей. Дело в том, что порой из обычной школы ребенок поступает, задержавшись в ней по решению педагогического Совета еще на один лишний год. Поэтому в коррекционную школу он попадает с детьми старше его на год или два. Отсюда конфликты, пропуски уроков. Количество пропущенных уроков порой не входит ни в какие рамки, и приходится через комиссию по делам несовершеннолетних ребенка отчислять. Тогда принимается решение о его трудоустройстве. Такое отчисление обычно свойственно старшеклассникам, детям старше 15 лет.

В прошлом году, например, ученику из Детского дома выделили квартиру, получив ее, он перестал ходить на уроки, пришлось его трудоустроить. Другого мальчика из Теплогорья по этой же причине устроили рабочим на пилораму.

С 2007 года школа находится на областном бюджете. Наибольшие нужды, конечно, хозяйственные. Денег на них не хватает. К примеру, обязал Госпожнадзор построить лестницу в цокольном этаже, ООО «Строймастер плюс» выполнил заказ, а где изыскать 17 тысяч рублей на это? Замена электропроводки на пищеблоке фирмой «Стальлесмаркет» обошлась в 6 тысяч рублей, опять тот же вопрос. На ремонты в 2010 году школе денег не отпускалось.

Спасибо спонсорам, говорит Игорь Анатольевич, магазину «Альбион» - Тельтевская Е.Н., турфирме «Корона Севера» - Следникова Е.В., частному предпринимателю Шильниковскому А.П. и магазину «Сударь» - Доля И.П.

Транспортная - следующая проблема школы. Нет своего автобуса, приходится нанимать при развозке детей на каникулы. В прошлом году, например, пришлось снимать такси, чтобы отправить ребенка в Полдарсу. А как же иначе?

Есть и еще два больших желания у директора:

1) Сделать школу базовой для Восточных районов области. С этой целью проводятся совместные методические семинары, открытые уроки, внеклассные мероприятия по обмену опытом на базе школы. В этом году, например, планируется конкурс «Учитель и воспитатель года» - тоже на базе школы.

2) Ввести десяти- и одиннадцатилетнее обучение, чтобы ребята выходили из школы, получив рабочую профессию. «Если бы у нас была хорошая база в учебных мастерских, - продолжает он, - то мы бы с этим справились».

В заключении хотелось бы отметить, что школа вступила в свой 92-ой учебный год. Исторически известно, что «дошкольный инструктор т.Куканова Н.В. (дочь сельского учителя) в далеком 1919 году предложила открыть в Устюге школу дефектных детей на коллегии отдела народного образования».

Красивое, величественное белокаменное здание, которое занимает школа, тоже исторически ценно: в 1908 году подрядчик П.А.Кандаков выполнил строительство этого особняка. Но это уже совсем другая история…

Как бы ни называлась школа по годам: вспомогательная с 1923 года, вспомогательная школа-интернат с 1984 года, специальная (коррекционная) школа-интернат с 1998 года, она продолжает выполнять нелегкую функцию воспитания трудных детей, прокладывая им дорогу в дальнейшую жизнь.

Людмила Нестерова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

У вас недостаточно прав для комментирования