Баннер
  • Устюжаночка г. Великий Устюг
  • Устюжаночка г. Великий Устюг

Устюжаночка в соцсетях

вконтактемой миродноклассникиfacebooktwitter
Баннер
Баннер

Регистрация/Вход

Кто на сайте


СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
  • посетителей: 15
  • роботов поисковиков: 4
Баннер
Баннер

Фото Великого Устюга

(25 Голосов)

Водолей(летняя часть проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза»)

Не секрет, что ежегодно туристский потенциал Великого Устюга и района задействован лишь в течение короткого срока – с ноября по февраль. Давно говорится о том, что необходимы идея и мероприятия, увеличивающие этот срок и способные сделать дополнительные вливания в бюджет района и в остальное время года, чтобы были задействованы, загружены и летом гостиницы, предприятия питания, учреждения культуры, службы такси, активное население. Чтобы летом жизнь в городе не замирала.

И такая идея сегодня есть – в рамках всё того же проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» поселение в Великом Устюге сказочного, летнего антипода и (по принятой еще в 1998 году легенде-победительнице автора Ольги Кульневской) брата Деда Мороза – ВОДОЛЕЯ, который дополнит и усилит существующий проект. Это так называемая летняя часть проекта, которая может дать новые возможности для привлечения туристов в Великий Устюг.

 

1. Скорее Водолей, чем Нептун

Для того чтобы понять, насколько обоснованна эта идея, стоит поглубже заглянуть в историю образа мифического существа по имени ВОДОЛЕЙ.

Как сформулировано в положении о гербе Великого Устюга, на нём изображён Нептун, римский бог, повелитель морей и стихий.

Но обычно бог Нептун изображался как величественный, мощный, атлетически сложенный мужчина средних лет с воинственным трезубцем в руке, его борода и волосы развевались на ветру, а голову венчал венок из морских водорослей или корона. И поклонялись Нептуну в Италии и, как Посейдону – в Греции.

Согласитесь, великоустюгский Нептун какой-то странный: ни короны (только лавровый венок), ни трезубца – символа власти над морями, вместо него – миролюбивые глиняные кувшины... И вообще, при чём здесь Русь, Россия, если этот бог – римско-греческий?

Может, стоит разобраться повнимательнее с гербом старинного русского северного города, основанного в 1147 году?

(Далее приводится информация из диссертации «Латинский язык и отражение греко-римской мифологии в русской культуре XVIII века», автор Воробьев Юрий Константинович).

Цикл троянских сказаний (с героями греческо-римской мифологии) добрался из Западной Европы в древнюю Русь только к XVI веку. Но отношение к ним было весьма отрицательное. Иван Грозный упоминал этих мифологических героев как языческие персонажи и только в негативном значении. В Хронографе 1617 года эти мифологические сюжеты воспроизводятся сразу в нескольких главах, при этом в главе 13 сообщается, что греки обоготворили «скверных» людей и дали им имена по названиям звёзд и стихий: Зевс, Посейдон, Гефест, Деметра, Афродита, Аполлон. В главе 20 говорится о Нептуне, Плутоне, Зевсе, Юпитере и т.д. Этих богов на Руси зовут «поганскими богами». Кроме того, отрицательное отношение к мифологии и у православной церкви – и в XVI веке, и позднее, в XVII веке.

В русских азбуковниках мифологические персонажи также упоминаются с негативной оценкой: эти боги остаются «поганскими». Мало что изменилось в сознании даже стремящихся

к образованию россиян в самом конце XVII века. Резко отрицательно, хотя и глухо, из-за боязни царского гнева, звучали несколько позднее обвинения в адрес Петра I за то, что «в царских палатах и садах повсюду выставлены «нагие языческие боги».

И только с начала XVIII века античная мифология начинает выполнять ту функцию, которую она уже давно выполняла в Европе, – обслуживание государственной идеологии.

Как раз тогда появилась потребность в сочинении городских гербов, и в 1727 г. (когда уже «античная мифология обслуживает государственную идеологию») нарисовать правильные гербы было возложено на обер-церемониймейстера графа Санти и, разумеется, с оглядкой на «просвещённую» Европу.

И вот в 1728 году в рукописном указе из Военной Коллегии появляется описание устюжского герба: «лежащий Нептун на берегу держит в обеих руках кувшины, из которых льётся вода в одно место; кувшины красные, вода белая, поле зелёное». Этот герб и попадает в Знамённый гербовник 1729-1730 годов, составленный по заказу Военной коллегии.

Прототипом герба послужила эмблема со знамени Устюжского полка, она и была внесена в Знамённый гербовник.

Да, на этой эмблеме изображен богатырь, сливающий воду из двух кувшинов. Но разве тогда это мог быть Нептун? Ведь эмблемы для полковых знамён брались Герольдмейстерской конторой из «Царского Титулярника», изданного в 1672 году (второе название этого издания – «Большая государева книга, или Корень российских государей»). Титулярник содержал, кстати, кроме эмблем, портреты русских князей и царей от Рюрика до Алексея Михайловича. О каком Нептуне там может идти речь, когда греческие боги в это время считаются на Руси «поганскими»? Да их тогда на Руси даже и не знали! Да и первые упоминания Устюжского полка в литературе датируются 1606-1618 г.г., когда устюжане принимали участие в борьбе против польско-литовской интервенции в период Смутного времени на Руси. Устюжский полк – это стрельцы (недаром в Устюге существовала в своё время Стрелецкая слобода). Причём здесь языческий римский бог? Разве мог он быть на знамени у русских стрельцов?

 

Старинный герб Великого УстюгаЗнамя города Великого Устюга с гербом

На старинном гербе Устюга изображен Водолей – хозяин и попечитель города. Кстати, это подтверждает и В. П. Шильниковская в книге «Великий Устюг» (1978 г.): «...по местной легенде, чтобы слить в одну воды двух рек, Юга и Сухоны, на Землю спускался Водолей-богатырь».

А если обратиться к народному фольклору? Ни один из компонентов природы – ни лес, ни степь, ни ветер – не занимает в русском эпосе такого места, как реки. В народном творчестве реки олицетворены; они предстают как богатыри старого времени: Днепр Славутич, Дон Иванович. Волга именуется Волгой-матушкой, Амур – батюшкой... Так что символический русский богатырь здесь более вероятен, чем римский бог.

А вот как описывал наш герб в 1936 году в своём очерке «В городе Водолея» писатель Сергей Марков: «Седой старец, похожий на индуса, держит в смуглых руках по глиняному сосуду. Старец наклоняет сосуды, и из них вырываются горбатые струи воды. Обе струи сразу же сливаются в одно широкое русло. Водолей созерцает пенистый поток».

Почему-то и ответственный секретарь геральдической комиссии при Губернаторе Вологодской области, начальник отдела наград управления делами Правительства области Людмила Другова в интервью газете «Вологодская неделя» в 2004 году, говоря про гербы

городов области, и про наш, в том числе, упоминает именно богатыря-Водолея, а не римского бога морей Нептуна...

Отсюда следует вывод: в современном изображении герба прорисован не Нептун, а метафорическая фигура богатыря, льющего воду – Водолея, символически сливающего две реки в одну. А имя Нептуна позаимствовано в подражание Западной Европе, введено царскими особами искусственно в перерисованный герб города – города, существующего к тому времени уже более чем полтысячелетия.

Всё вышесказанное означает, что устюжане с полным правом могут «завести» у себя Водолея – брата Деда Мороза.

 

2. Возможности проекта «Водолей – брат Деда Мороза»

Великий Устюг – единственный город в России, в гербе которого – Водолей.

Небезынтересно вспомнить и астрологию: во-первых, 24 февраля 2003 года стрелки космических часов перешли в зодиакальный знак Водолея: наша планета вступила в Эру Водолея (а это эра развития духовного сознания – так говорят астрологи). Во-вторых, Россия, в целом, находится под покровительством Водолея. Но мало того, под знаком Водолея находятся Архангельск, Вологда – а мы-то практически между ними!

Почему бы Деду Морозу не оставить зимние потехи, а летние – не отдать Водолею? Почему бы не сделать главной составляющей проекта Водолея – «водную» (реки, ручьи, озёра) экологию, например? Почему бы не проводить конкурсы экологических проектов под его эгидой? Не проложить новые экологические маршруты для устюжан и туристов? Может быть, провести конкурс исторических исследований на тему «Откуда взялся на гербе города Водолей?» или связанных с историей города.

Пусть параллельно с Дедом Морозом и Водолей воспитывает детей, молодежь, да и всех устюжан!

Может быть, связать проект с темой Руси славянской, мы ведь русичи.

Можно представить резиденцию Водолея где-нибудь на набережной или недалеко от реки, сквер или городок Водолея с летними водяными забавами... Восстановить памятник Водолею, соорудить, возможно, фонтаны...

А ведь у нас в городе есть речное училище, а это уже серьёзно. Это творческие, технические, исследовательские проекты, связанные с Сухоной, Югом и Северной Двиной, с большими и малыми экспедициями, с изучением «речных» специальностей, с конкурсами моделей речных судов (а тут уже и Станцию юных техников можно привлечь и оживить) – и не только в масштабе района, но и области, и региона в целом, и шире! Кто, как не исторический Водолей, должен им покровительствовать?

Почему бы не проводить регулярно масштабный фестиваль Водолеев – людей, родившихся под знаком Водолея? Варианты и детали проведения такого фестиваля уже продумываются, создан гимн водолеев.

В общем, по подобию дедморозовских мероприятий придумать проект мероприятий «водолейных», но ни в коем случае не противопоставлять Водолея Деду Морозу, а усиливать и развивать проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Дед Мороз это наш бренд, отказываться от него на полпути нельзя.

Надо признать, что туристский потенциал города и района используется недостаточно. Последние три года, по данным Дома Деда Мороза, демонстрируют спад турпотока в вотчину. Так, например, количество посетителей Вотчины в 2013 году на 13 тысяч меньше, чем в 2012 году. Поэтому проекту «Великий Устюг – родина Деда Мороза» требуется обновление, усиление, вливание новой жизни...

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

У вас недостаточно прав для комментирования