• Устюжаночка г. Великий Устюг
  • Устюжаночка г. Великий Устюг
Баннер
Баннер

Устюжаночка в соцсетях

вконтактемой миродноклассникиfacebooktwitter

Регистрация/Вход

Кто на сайте


СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
  • посетителей: 4
  • роботов поисковиков: 3
Баннер
Баннер

Фото Великого Устюга

(6 Голосов)
Прочитав статью «Водолей-брат Деда Мороза». Очень уж мне захотелось в этой теме разобраться, и все-таки доподлинно установить, кто изображен на гербе, кто поместил туда этого героя, и в чем смысл жизни? (ну 3-й вопрос пока оставим.)

1) цитата: «В статье о Водолее указывалось, что прототипом герба послужила эмблема со знамени Устюжского полка. Устюжский полк – это стрельцы. Но какая эмблема была на знамени этого полка?»

Абсолютно точно, ни о каком устюжском стрелецком полку говорить не приходится, поскольку полки в начале и середине 17 века попросту не имели такой привязки, а назывались по имени командира и месту дислокации, вот для примера:

Стрелецкий полк Ивана Меркуловича Канищева

Стрелецкий полк Ивана Григорьевича Озерова (вот этот полк необходимо отметить особо, ниже мы его вспомним).

Московский стрелецкий полк стольника и полковника Степана Матвеевича Стрекалова

Московский "выписной" стрелецкий полк стольника и полковника Алексея Семеновича Чичагова.

В то время полки имели знамена вроде этих:

flaga

 

В середине XVI века появились "стрельцы". Стрелецкие полки имели большие полковые знамена и меньшие сотенные. Цвет знамен повторял цвет кафтанов стрельцов. В центре полотнища располагался крест, по периметру - кайма. В первой четверти изображался православный восьмиконечный крест с подножием.

Архидиакон Павел Алеппский из свиты патриарха Антиохийского, наблюдавший 10 февраля 1655 г. возвращение царя Алексея Михайловича из польского похода, описывает пешие сотни, перед каждой из которых следовало большое знамя в сопровождении двух барабанщиков и сотник с секирой в руке. Архидиакон отмечает: «Если знамя было белое, то все ратники, за ним следовавшие, были в белом; если синее, то и ратники за ним в синем, и точно также, если оно было красное, зеленое, розовое и всяких других цветов».

А.Висковатов приводил описания знамен московских стрелецких полков. Все они имели кайму, средину и крест, все элементы разных цветов. На трех знаменах из 14 на полотнище имеются дополнительные украшения в виде змеек или звезд.

flag

Однако, роты имели и свои знамена вот например:

flag-1

Очень интересное знамя, вам оно ничего не напоминает:

flag-2

Это современный герб Вологды.

Однако в привязке к вышеозначенному знамени, ни о какой пока Вологде речи быть не может.

Однако сказать, что устюжане и наш город совсем не оставили следа в ту бурную эпоху тоже нельзя, я раскопал опись документов Устюжского архиерейского дома и там вот: «1686 г. января 21-октября 30. Дело о сыске беглых "устюжских выборных" солдат Московского выборного полка думного генерала Агея Алексеевича Шепелева.»

Парни ушли в самоволку

Или вот:

1626

По указу государя Михаила Федоровича в Устюг Великий присланы 50 стрельцов. Место им отведено на посаде за Мироносицким сельцом, на Симанове полянке, а под дворы и огороды земли дано по 5 сажень в длину и по 4 сажени в ширину. Улицы стрелецкие назывались Чеснок, Вострая, Прахова, Бальчуха, Шилова. А денег стрельцам платили по 4 рубля в год.

Однако повторюсь, ни о каком переносе эмблемы со знамени на герб говорить не приходится, за отсутствием эмблемы как таковой, но в 17 веке уже вполне себе существовали полки иноземного строя, с иностранцами офицерами. И, что самое интересное эмблемы на знамена, они лепили во что кто горазд, иностранцы вносили в свою военную деятельность свойственные им порядки и обычаи. Кроме обучения своих частей, им вменялось в обязанность решать различные вопросы по снаряжению, в том числе указывать, какие делать знамена для вверенных им соединений. Так появился в русском войске западный обычай изображать светские эмблемы на знаменах и прочих военных значках, которые были очень разнообразны как по форме, так и по рисункам на них, потому что изготовлялись, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах в виде эмблем «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, надписи делались на латинском языке.

Вот как описывает это секретарь голштинского посольства Адам Олеарий:

«В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero", т. е. „доблестью побеждаю". Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров... « Сами русские очень неискусны в изобретении таких вещей».

Разумеется эмблемы и или даже лучше сказать гербы разумеется были и до греховодников офицеров, в статье указывается : Ведь эмблемы для полковых знамён брались Герольдмейстерской конторой из «Царского Титулярника», изданного в 1672 году (второе название этого издания – «Большая государева книга, или Корень российских государей»). Только как отмечается титулярник этот, издание скорее сувенирное, только для глаз иноземных предназначенное, ни о каких канонах геральдики( цветовая гамма) там речи не идет. Скорее «дескать вот смотрите, не хуже мы просвещенной Европы, тож кой-чего могем).

Скачал, посмотрел, нет там ничего похожего, даже отдаленно напоминающего герб Устюга, забегая вперед, могу сказать, что в Знаменном гербовнике 1712 года, также ничего похожего нет.

tekst-1

 

Помните, мы отмечали стрелецкий полк Озерова, так вот, что удалось про него сыскать:

«Вскоре по увольнении Озерова Петр I полковником его полка назначил иноземца фон-Менгдена (Фамендина) Ивана.

10 марта 1708 г. бывший полк Озерова назван Устюжским.

Менгден командовал полком чуть ли не до 1713 года при подполковнике Озерове Феодоре Ивановиче, пожалованном в 1691 г. т недорослей в стольники, а в 1701 г. написанном в пехотный полк своего отца сперва капитаном, затем майором, потому что в полку не было майора.

В 1708 г. полк был в составе отряда г.-м. Н. Гр. фон-Вердена.

В 1709 г. полковник фон-Менгден стоял со своим полком в Ахтырке.

В 1712—1713 гг. Устюжский полк был разобран и вместо него в табель зачислен гренадерский полк Галларта.»

Под 22 апреля 1708 г. говорится, что в этом полку епанча была красная на желтом подбое.

Как отсюда следует, Устюжский полк был расформирован и ни о какой эмблеме, которая в дальнейшем, могла бы быть перенесена на герб, говорить не приходится.

Петр 1 был великим реформатором, и область знамен не избежала печальной участи. В Россию был приглашен Граф Франц Матвеевич Санти (устар. Сантий, Francesco Santi; 1683—1758) — геральдист из Пьемонта, заложивший основы русской геральдики.

Поскольку деньги платили, Санкти принялся за дело с необычайным воодушевлением, он переработал и привел в соответствие те гербы, которые имелись в титулярнике 1672 года, а когда там гербы закончились, принялся придумывать свои. Как вы понимаете объехать Россию и самому прикинуть к какому городу какой герб, занятие зело утомительно, потому Санти разослал анкету:

1) «сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные или деревянные или земляные, и от каких причин, какими имянами названы, которых языков и в тех языках те речения не знаменуют ли какого собства»;

2) «и каждого из тех мест каких родов скоты, звери и птицы всем имена, а особливо где есть род какой партикулярной»;

3) «и самые те места гористый или равныя, болотныя ли или сухия, степныя ли или лесныя и плодовитым древам партикулярным наипаче какой род»;

4) «какова хлеба в котором месте болши родитца»;

5) «и те городы на морях или на каких озерах или реках и как их имянования и в них каких родов партикулярных наипаче рыб обилие бывает»;

6) «и огородных и полевых и лесных овощей и всяких трав и цветов чего где болши родитца»;

7) «и в которых местах какие народы живут русския ли или татарский или иной какой нации и какова звания»;

8) «и которой город взят осадою или войною (здачею или добровольным подданством, сочинением или установлением мира) или иными какими случаями, какия возможно сыскати...».

В книге Н.А. Соболевой «Старинные гербы российских городов» недвусмысленно указывается, что ответ от устюжан Санти получил.

tekst-2

Ответ то, он получил, но:

tekst-3

Отличились прибалтийские города, и как не странно Ярославль, где товарищу сообщили, что герб имеется воеводского правления в канцелярии, и оный же в городе.

Знали, о своих гербах и украинские города, но ими не пользовались и сообщать ничего не собирались, дескать в Москве образцы имеются.

Но к большому моему изумлению, в списке гербов городов подготовленных Санти Устюга обратно не обнаружилось, списочек привожу:

tekst-4tekst-4

Таким образом мы прекрасно видим, что если для Вологды утверждение о переносе эмблемы полка справедливо, то для Устюга абсолютно не соответствует действительности. То есть в начале 18 века у нашего города вообще не существовало герба, как такового. Следует отметить, что

tekst-6

220 мест назначено, но гербов не нарисовано. Мда не свезло нам, назначено, но не нарисовано.

Судьба многострадального товарища Санти, не сказать, чтоб прям ему благоволила.

В 1727 году, за участие в заговоре графа П. А. Толстого, имевшем целью доставить престол, по смерти Екатерины I, голштинской герцогине Анне Петровне, сослан в Сибирь, где первое время содержался в Якутском остроге, скованный по рукам и ногам, а потом в Верхоленском остроге и Усть-Вилюйском зимовье. Елизавета с ссылки его вернула, но здоровье его было подорвано и к делам геральдическим боле его не допускали. Так оно и не удивительно, на гербе Белозерска изображены 2 рыбины, так вот при подготовке новой версии (старая в титулярнике), Санти все сокрушался, что не знает какая рыба была изначально нарисована. Вот и изобразил, так от руки, какую-то рыбу, какую-то рыбу, охренеть. Так что мы можем поздравить жителей Белозерска, что изначально герб у них был с какою-то рыбой.

Ну а мы вновь вернемся к поискам герба Великого Устюга.

После ареста Санти, работа на стезе геральдики как-то подзаглохла, ученики разбежались а денег не выделялось.

Однако идея символа города, не пропала навсегда. А именно в 2 трети 18 века,

городские гербы перешли в другое ведомство. Вместо герольдмейстерской конторы ими стали заниматься Военная коллегия и Академия наук. Почему военная коллегия?, да очень просто придерживаясь Петровских традиций и продолжив размещение полков на вечные квартиры по провинциям и перемеинование их по НАЗВАНИЯМ ГОРОДОВ, где они стояли, вопрос об изображении гербов городов на полковых знаменах не отпал.

Стали собирать с бору по сосенке, однако, как у нас нередко бывает «просралиполимеры»

нашли только изображения 43 гербов на 22 листах, которые наш друг Санти еще «руку приложил», а остальное

tekst-7

К слову сказать, описания, или вернее сказать прикидки гербов работы Санти сохранились. И вся бы эта неприглядная картина сохранялась и далее, пока за дело это не взялся граф Миних Бурхард Христофор. Господин этот родился в поместье своем Нейен-Гунторф, близ Ольденбурга, 9 мая 1683 года, и получил отличное воспитание под надзором отца.

Именно он используя труды Санти составил истинный, я бы сказал, родоначальный гербовник образца 1730 года. Именно там мы найдем впервые эмблему устюжского гарнизонного полка, вновь созданного.

Вот выдержка из книги Н. Зезюлинский

К родословию 34-х пехотных полков Петра I

«Сформирован в 1721 г., как Гарнизонный полковника Монастырева полк в г. Архангельске. (РП360)

С 16.02.1727 г. - 1-й Архангелогородского Гарнизонный полк. (ЗХп.97)

С 06.11.1727 г. - Монастырева Гарнизонный полк. (ЗХп.97)

С 11.11.1727 г. - Устюжский Гарнизонный полк. (ЗХп.97)

13.11.1727 г. - в полку установлено иметь знамена, одно белое и 7-ть цветных. (ВХ)

19.04.1764 г. - Переформирован во 2-й Архангелогородский Внутренний Гарнизонный батальон, в составе 5-ти строевых рот и одной нестроевой роты. (ЗХп.97)»

А вот и сама эмблема:

gerb

А вот и оригинальная страница гербовника:

gerb-2

А вот и описание:

«Устюжский - лежащий Нептун на берегу держит в обеих руках кувшины, из которых льется вода в одно место; кувшины красные, вода белая, поле зелёное.

осенью 1727 года по инициативе обер-директора над фортификацией генерала Б.К.Миниха "территориальные" названия полков вернули. И опять встал вопрос о знаменах для полков. В июне 1728 года Верховный тайный совет издал указ о введении нового образца знамен с государственным и городским гербами. Тогда же началась работа над так называемым Знаменным гербовником, все гербы этого сборника должны были в свое время занять место на соответствующих полковых знаменах. В 1729 году под руководством Б.К.Миниха и при участии художника А.Баранова был составлен гербовник. Он включал в себя рисунки гербов для 85 полков и рисунок для знамени лейб-регимента. 8 марта 1730 года Военная коллегия получила от Правительствующего Сената уведомление, что гербы эти утверждены, и распоряжение изготовить полковые знамена с рисунками из Знаменного гербовника. Следует понимать, что территориальное название не подразумевает собой, экую компанию из устюгских мужиков, кою называли устюжский полк, отнюдь, это название говорит на лишь о том, что деньги на содержание полка выделялось устюжской канцелярией. А состав полка как территориальный или национальный мог быть любым.

Таким образом , в отличии от Вологды с нашим гербом дело обстояло совершенно наоборот, сперва был придуман и прикинут герб города Великий Устюг, потом графом Минихом доработан и герб города присвоен устюжскому полку.

Меня озадачил вопрос, а откель взялась сама идея нарисовать мужика с кувшинами, и то первоначальное изображение, несущее так сказать черты фамильного сходства с гербом. Откуда, другими словами Санти черпал вдохновение, так вот если с идеей более менее понятно, вспомним анкеты которые он рассылал. Что могли власти тогдашнего Устюга написать в ответе на следующий вопрос анкеты :

5) «и те городы на морях или на каких озерах или реках и как их имянования и в них каких родов партикулярных наипаче рыб обилие бывает»;

Ну видимо и написали, напомню самое начало 18 века, Питер еще в зачаточном состоянии. Дескать стоит град Великий Устюг на месте слияния рек Сухоны и Юга ,отчего складывается Северная Двина ,которая несет свои воды к морю Белому. Через которое торгуем с иноземцами, отчего прибыток имеем, весьма не кислый.

Так вот главное, откуда взялся Нептун, ну не сам же его Санти придумал, нет не сам.

Санти в работе своей весьма широко использовал книгу «Символы и эмблемата», напечатанная по указу Петра в 1705 году в типографии Генриха Ветстейна, сумашедшим по тем меркам тиражом 755 экз.

Скачайте на рутрекере, полюбопытствуйте, я скачал. Скачал и изучил сие творение, могу вам сказать, что все, все русские гербы(образца середины 16 и до конца18) и прочие отличительные знаки позаимствованы оттуда. И вот на 275 странице я и обнаружил искомое, как мне кажется .

275 страница 817 эмблемата

gerb-3

Похоже правда? Причем в пояснении к данной эмблемате в фразе на староголландском,( я как мог старался перевести) слова «слияние» и «вода» есть точно.

Отсюда я и делаю вывод, что ни о каком старинном образе мифического Водолея-богатыря говорить не приходится, и легенду тут местную приплели(откуда её взяли вообще непонятно). Чем руководствовалась ( цитата из статьи) «начальник отдела наград управления делами Правительства области Людмила Другова в интервью газете «Вологодская неделя» в 2004 году, говоря про гербы городов области, и про наш, в том числе, упоминает именно богатыря-Водолея, а не римского бога морей Нептуна.» мне тоже непонятно, хрень какая-то. Так что, Нептун там, самый что нинаесть обыкновенный, как и указано в описании гербовника, и нечего историю искажать.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

У вас недостаточно прав для комментирования